Страх в летнюю ночь…

"В этом мире неизбежны только смерть и налоги".
 Франклин Бенджамин

Проведите анализ федеральных законов, вступивших (или вступающих) в силу в 2017 году, холодный пот в бессонную ночь Вам обеспечен!

Чем обернутся для российского бизнеса нововведения? Давайте сделаем глубокий вдох и проанализируем некоторые   документы.

21 декабря 2016 года вступил в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики.

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

     Согласно ФЗ N215, юридические лица обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать меры по установлению в отношении оных следующих сведений:

-фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

-гражданство;

-дата рождения;

-реквизиты документа, удостоверяющего личность;

-данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

-адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

-идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

Внимание! Сведения, по которым можно идентифицировать и исключить однофамильцев, одинаковые адреса и даты рождения.

Данная информация должна быть документально зафиксирована (копии документов). Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения.

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных. (Даже так!)

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

     Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. А будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев, пока неизвестно.

   Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции. Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

   Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса. Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308. В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

1) обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;

2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;

3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;

4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава – также сообщать об этом.

         Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

          Логика проста: ни одна организация не в состоянии вести свою деятельность без расчетного счета в банке. Таким образом, банки будут предъявлять требования к организациям в соответствии с предписаниями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

         С 2015 года ведена обязанность налогоплательщиков – резидентов РФ. Отныне они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случаях: если доля такого участия превышает 10 процентов, при учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

            Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ, касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).

            С 1 января 2017 российская организация – налоговый агент для применения положений международных договоров РФ должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода

           Можно только догадываться о том, какой объем сведений станет доступен налоговым органам. Учитывая, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена (CRS – систему обмена финансовой информацией) налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, то это позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров.

         Замечательный приказ ФНС России от 10.04.2017 года № ММВ-7-21/301@ утвердил порядок предоставления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, о владельцах недвижимого имущества органами Росреестра России. Что это значит? А это значит, что все Ваше имущество будет подконтрольно налоговым органам. И Ваше и ваших родственников…..

        И напоследок, звучный раскат грома прозвучал летом 2017 года, когда с 1 июля вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Информация для применения субсидиарной ответственности собрана силами самих же юридических лиц!

Не зря на протяжении всей статьи мы делали акценты и выделяли то, на что нужно обратить внимание.

Однако напомню - за окном лето. Жизнь продолжается и бизнес ищет пути выживания.

Именно выживанию и посвящен был семинар, который состоялся 7 июля 2017 года. Получить консультацию по темам семинара и волнующим вас вопросам можно у специалистов ООО «ПРОФИ-консалтинга».