Обязательный переход на онлайн-кассы для всех!

"В этом мире неизбежны только смерть и налоги".
 Франклин Бенджамин

Обязательный переход на онлайн-кассы для всех!

С 1 января 2016 г. налогоплательщиков ожидает переход на новые кассовые аппараты, передающие информацию о чеках в адрес налоговых органов в электронном виде.

Проект Федерального закона с такими изменениями содержит значительные новшества, начиная с предъявляемых требований к контрольно-кассовой технике (далее – ККТ), и заканчивая расширением административной ответственности, связанной с применением ККТ.

Согласно проекту, использовать ККТ будут обязаны все организации и ИП, в том числе переведенные на уплату ЕНВД, применяющие ПСН. Кроме того, применение ККТ будет обязательным и для субъектов, осуществляющих продажу лотерейных билетов, торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах.

Однако приводится перечень организаций и ИП, которым будет разрешено производить расчеты без применения ККТ. К ним относятся субъекты, занимающиеся:

- продажей газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;

- продажей ценных бумаг;

- продажей проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечивающие питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

- разносной мелкорозничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;

 - торговлей в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- продажей в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- торговлей из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

- торговлей вразвал овощами и бахчевыми культурами;

- приемом от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

- реализацией предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказанием услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях;

- продажей по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих

 оплату услуг почтовой связи;

- а также организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях.

Изменениям подвергнется сама ККТ. Она будет представлять собой ЭВМ, иные компьютерные устройства и их комплексы, подключенные к Интернету, оборудованные фискальными накопителями, в которых осуществляется запись сведений о расчетах. Обновленная ККТ должна будет обеспечивать печать документов на бумажном носителе в виде кассовых чеков или бланков строгой отчетности, а также формировать электронные документы со сведениями о расчетах.

Переход  на новую ККТ будет поэтапным – в течение 7 лет. Указывается, что ККТ, зарегистрированная в налоговой до 1 января 2016 г., может применяться до истечения установленного изготовителем срока полезного использования такой ККТ, исчисляемого с момента ее 1й регистрации в налоговой, но не более 7 лет с момента такой регистрации. Однако, поскольку до настоящего момента данный проект ФЗ не принят, говорить о точных сроках приобретения новой ККТ сложно.

Согласно расчетам ФНС, внедрение нового оборудования снизит затраты на его обслуживание в 4 раза. Однако Минэкономразвития в отзыве на законопроект предупредило об опасности повышения рисков, связанных с внедрением такой техники. Министерство сообщает, что расходы бизнеса на обслуживание ККТ могут вырасти в 2-3 раза, внедрение новой ККТ может повлечь сокращение предприятий, рабочих мест, рост теневого оборота, введение обязанности по отправке кассовых чеков покупателям приведет к существенному увеличению времени их обслуживания, увеличит очереди, снизит объемы реализованной продукции и уменьшит доходы предпринимателей.

Порядок регистрации ККТ будет состоять из следующих этапов:

1) необходимо зарегистрироваться на сайте Оператора фискальных данных (ОФД);

2) подать заявление о регистрации ККТ с применением электронной подписи на сайте ОФД;

3) ОФД направляет в ИФНС электронный запрос о регистрации ККТ;

4) ИФНС регистрирует ККТ и направляет карточку регистрации ОФД;

5) ОФД отправляет карточку регистрации пользователю ККТ.

При осуществлении расчетов, организации и ИП будут обязаны отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумаге с применением ККТ и передать его покупателю, сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде и направить налоговому органу через ОФД. Кроме того, по требованию покупателя ему необходимо направить копию кассового чека в виде электронного документа на электронную почту.

Указанный проект ФЗ внесет соответствующие изменения и в КоАП РФ. В частности, неприменение ККТ будет влечь наложение административного штрафа на граждан в размере от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 1 500 рублей; на должностных лиц - от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей; на юридических лиц - от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 40 000 рублей.

Также владельца ККТ смогут привлечь к ответственности за применение ККТ, несоответствующей установленным требованиям, за отказ в направлении в виде электронного документа по требованию покупателя кассового чека (бланка строгой отчетности).

Кроме того, увеличится срок, в течение которого можно привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ – с 2 месяцев до 1 года.